Шахматы - полезная игра
В последнее время наблюдается снижение внимания и слабое развитие логического мышления детей. Свободное время они проводят сидя за компьютером или у телевизора, а также играют в планшет.Телевидение, игры на компьютере порождают не только гиподинамию – снижение двигательной активности, отставание детей в физическом развитии, но и снижение внимания, логического мышления. В результате дефицита движений страдает мышечная система, снижаются тонус мышц, работоспособность, выносливость, устойчивость организма к простудным заболеваниям, идет нарушение обмена веществ. А как следствие всему и слабое внимание, и нарушение логического мышления. Чем можно развить такие качества как внимание, память, логическое мышление?
Шахматы игра, которая действительно развивает эти качества. В первую очередь, это основные операции: анализ и синтез. Если перевести эти термины на более простой язык, то способность к анализу – это способность делить некое целое на части, а синтез – способность объединять части в целое. Способность к анализу, развивает такие качества, как наблюдательность, креативность, умение быстро оптимальное решение; синтез помогает мыслить обобщенно, отделять главное от второстепенного, строить целостные представления о вещах. Обе эти операции служат основами логического и образного мышления, развивают воображение и эффективное запоминание. По своей интеллектуальной нагрузке они сравнимы с чтение научной или профессиональной литературы, а для детей и подростков – с выполнением учебного задания.
Почему же играть в шахматы так полезно? Все довольно просто: чтобы выиграть в шахматной партии, нужно эффективно использовать каждую из 15 фигур, продумать последовательность ходов и учесть при этом реакцию противника, иногда – после каждого хода корректируя план дальнейших действий. Вполне очевидно, что ребенок, для которого шахматы станут хотя бы хобби, будет весьма выгодно отличаться от сверстников в плане умственного развития.
Старайтесь, чтобы ваш ребенок принял вашу игру и имел к ней интерес. Чтобы правильно научить ребенка шахматам необходимо:
- Выучить название фигур, их правильное расположение и ходы на доске.
- Выучить понятие рокировка, шах и мат.
- Решать задачи на основные приемы.
- Решать задачи по эндшпилю.
- Решать задачи на построение тактики.
- Играть партии и разбирать их.
Играть и решать задачи каждый день. Развиваясь и играя, ваш ребенок будет расти и развиваться гармонично!
Обучение дошкольников игре в шахматы
Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.
Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает - король мертв.
В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.
Шахматы долгое время являлись составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде спорта у наших спортсменов нет таких достижений.
Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.
В. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось, шахматам… Игра в шахматы воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственныхспособностей и памяти».
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольников, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность.
Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира.
Ранее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.
Весь процесс обучения шахматам строится на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса
Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста. Шахматная игра - увлекательная игра для детей.
На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Все дети изначально талантливы. Но, знакомя с элементарными правилами игры, ребенку-дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый. Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Попробуем начать играть, например, в «туру». Расскажем о ней сказку, покажем на шахматной доске, где ее «домик», нарядим ее, начнем за ней охотиться – и ребенок быстро овладеет правилами передвижения этой фигуры. И так со всеми фигурами. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают.
Оказывать помощь в игре детям следует тактично, не назойливо. Нельзя хвалить одних и в то же время ругать других за временные неудачи. Очень важно в процессе обучения игре воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя занятия по дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, время от времени внося в занятия элементы занимательности, новизны. Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей.
<font face="times new roman, times, serif">Другие консультативные и практические материалы Вы найдете на нашем сайте в разделе "Специалисты советуют" - "Шахматное королевство".</font>